Категории

Самопознание теория

Самопознание. Теория первоэлементов - китайская метафизика

Самопознание

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

 

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

 

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Источник: http://vseopsycho.ru/samopoznanie/

Самопознание: этапы, виды и методы

Содержание

Важным понятием в общей психологии являются сферы самопознания. Изучение психических и физических особенностей своего тела, души, попытка осмыслить самого себя — это помогает лучше узнать себя, помочь себе в трудных жизненных ситуациях, не потерять жизненную энергию и развивать свои положительные стороны. В статье мы рассмотрим понятие самопознания и сферы самопознания, которые влияют на нашу жизнь. Научимся лучше понимать самого себя, изменяться в лучшую сторону и раскроем заложенный в нас потенциал.

 

Мы уже много раз говорили о том, что самопознание процесс длиною в жизнь и начинается он тогда, когда ребенок знакомиться с окружающей средой, изучает своих родителей, начинает познавать самого себя. Чем старше становится человек, тем более выражено самопознание, по мере столкновения с новыми жизненными ситуациями, индивидууму предстоит адаптироваться к внешней среде.

Когда мы чувствуем душевный дискомфорт, в связи с работой, не остается времени на себя, организм подает сигналы, что пора остановится (в виде депрессивного состояния, жизненных неурядиц). После длительного хождения по кругу мы понимаем, что в нашей жизни нет абсолютно ничего, что мы можем считать своим. Нам приходится делать усилие над собой, чтобы подняться «с колен» и идти дальше, узнавать себя в поведении, характере и поступках.

 

Сферы и области самопознания

Психологи выделяют несколько уровней человека. Первый – биологический индивид, второй – социальный индивид, третий – личность. На первый взгляд, это распределение кажется сложным, но концепция обосновывается логическими знаниями. Биологический индивид подразумевает понятие себя как организма, в котором есть живые клетки, ткани, органы, а также прочие составляющие, что позволяют нам жить. Социальный индивид подразумевает определение человека в обществе, как он адаптируется в жизни, как взаимодействует с другими людьми, насколько ему это трудно или легко.

Личность – это способность совершить определенное действие, сделать выбор в той или иной ситуации, построить собственный жизненный путь, умение отвечать за свои поступки в обществе.

Отдельно выделяют сферы и области самопознания: то, что касается сознания, а также бессознательного. Известный психолог и невролог, Зигмунд Фрейд занимался изучением человеческого бессознательного. Он посвятил много времени и энергии на изучение этой области самопознания. Поэтому быстрое понимание своего бессознательного маловероятно. Но, всему свое время, и каждый достигает пика, когда обращается к понятиям самопознания.

Известный американский психолог У. Джемс, как основоположник прагматизма, выделил 3 сферы и области самопознания, а именно физический, социальный, духовный типы личности. Понимание трех сфер в человеческом сознании, позволяет сохраненить равновесие на жизненном пути.

Физическая личность формируется с помощью одежды, семьи и домашнего очага, то есть все, что принадлежит индивидууму или находится в его окружении.

Социальная личность формируется за счет других людей, их мнения о нас, как они относятся к нам. Согласно мнению У. Джемса, человек обладает множеством социальных личностей, поскольку каждый видит в нем что-то дифференциальное от других. Отсюда возникает разное поведение с разными людьми.

Духовная личность формируется на основе духовных познаний и способностей индивидуума, она развивается под влиянием родителей либо самостоятельно. Учитывая выше предложенные области самопознания, самой высшей считается духовная и самой низкой – физическая.

Многогранность сфер личности

Если говорить о третьем уровне, о личности, то различают множество сфер, которые нужно постоянно развивать, чтобы добиться успеха.

Сферы самопознания индивидуума:

  • мотивационная сфера (базируется на мотицации, определении ценностей);
  • сфера развития личности и ее характеристик;
  • эмоционально-волевая;
  • познавательная;
  • сфера способностей;
  • внешнего облика и темперамента;
  • взаимоотношений;
  • сфера социума, окружения, а также деятельности;
  • индивидуального жизненного пути. 

    Чтобы прийти к основополагающим факторам этих сфер, психологи пользуются интересным приемом. Нужно нарисовать круг, разделить его на 8 частей. В каждой частице написать, что для вас важно: карьера, деньги, взаимоотношения, семья, здоровье, духовность и прочее. Затем, написать соответствующий бал (от 1 до 10) в каждой ячейке. Этот бал характеризует насколько ваша жизнь наполнена работой, достаточно ли здоровья, какие отношения с людьми. На практике, еще не было случая, чтобы каждая из ячеек отвечала равномерному количеству баллов. Часто люди зациклены на работе, строят карьеру, зарабатывают деньги, за счет чего страдает сфера взаимоотношений, здоровья, духовного благосостояния.

Предоставленный список сфер самопознания является условным, поскольку личность обладает множеством характеристик, которые постоянно поддаются анализу. Перечень увеличивается в связи с новыми исследованиями ученых. Сферы самопознания включают изучение собственных интересов, ценностей, мотивации, что позволяют выбирать деятельность в жизни, поведение, которое подходит для определенной работы, должности, взаимоотношения с людьми. Изучение личностно-характерологической сферы подразумевает анализ таких качеств, как общительность, доброжелательность, инициативность, упорство, наличие трудолюбия. Изучение собственного эмоционального статуса, какая происходит реакция на стрессовые ситуации, наличия или отсутствия целеустремленности и напористости – формирует эмоциональную и волевую сферу.

К познавательной сфере относится изучение собственной памяти, образа мышления, наличия внимательности, скорости решения определенных задач, что встречаются на пути. Сфера взаимоотношений подразумевает самоанализ взаимоотношений с другими людьми, насколько конфликтным является индивидуум, ставит ли он себе барьеры на пути к общению с другими. К сфере деятельности относится самоанализ занятой должности. Почему вы занимаете именно эту должность? Как развиты ваши умения, навыки, достаточно ли знаний, способностей? Как используются умения, хватает ли пространства для осуществления своих замыслов, творческих идей, Нет ли подавления со стороны начальства, если есть, то почему?

Самопознание жизненного пути

Самопознание сфер человека занимает важное место в жизни. Самоанализ сферы собственного жизненного пути подразумевает анализ прожитых годов, строение планов, целей на будущее, которые необходимо и хочется достигнуть. Часто люди требуют помощь, поскольку не знают что дальше делать, как себя реализовать, не понимают как дальше жить. Подобные размышления подавляют эмоциональный статус, появляется депрессия.

Если нет поддержки со стороны родных или друзей, человек теряет себя за вредными привычками, которые на определенное время приносят радость. Сфера жизненного пути взаимосвязана с другими сферами самопознания. Если нет мотивации или не определены ценности, которые соблюдаются индивидуумом, нет планов на будущее, нет силы к действиям, человек не развивается, жалуется на обстоятельства судьбы, что она к нему не благосклонна.

Если запущена личностно-характерологическая сфера, вам будет тяжело обрести новые знакомства, которые бы способствовали новой работе, обретению новых связей, которые помогут в будущем. Эмоциональная слабость, слабохарактерность отодвигает сильные качества на задний план, вы не сможет добиться того, чего желаете, невзирая на наличие всех профессиональных качеств. Необходима смелость принятия решения, которая развивается путем самопознания сферы способностей, а также возможностей индивидуума.

Самопознание сфер человека дает возможность быть всесторонне развитым. Чем больше вы себя понимаете, чем больше пытаетесь разузнать о своем характере, темпераменте, духовных качествах, умственных возможностях, тем выше вы занимаете жизненную позицию.

Почему общество состоит из высших и низких верст населения? Потому что, люди, которые занимают высокие должности, которые наслаждаются жизнью, постоянно самосовершенствуются, ищут себя с помощью самопознания. У них существует комплаенс сферы самопознания, они пытаются равномерно развить свои качества, потребности для того, что для них важно.

Анализ сфер самопознания: побуждаем себя к действию

Разделите самопознание на две условные линии: внутреннюю, которая лежит в вас самих и внешнюю, которая взаимодействует с окружающим миром. Путем самоанализа можно найти недостающие качества внутри себя, которые можно развить с помощью определенных техник, прочтения особой литературы.

Множество психологов практикуют тесты по самопознанию, определению темперамента, характера. Полученные знания помогут определить минусы и плюсы своей личности. Что в свою очередь, поможет вам работать в направлении собственного усовершенствования, своей маленькой эволюции.

Самопознание человека во внешней среде — это оценка вашего поведения, совершаемых поступков, возможностей, а также способностей, которые необходимы для выбранной деятельности и взаимоотношений. Это переживания, эмоции и мысли, которые вы испытываете в эту секунду, во время действия и ситуации.

У каждого из нас есть 4 пространства. Они характеризуют представление о самопознании. Первое – то, что вы и другие знают о вас (арена). Второе – то, что вы не знаете о себе, но об этом знают другие (слепое пятно). Третье – то, что вы знаете о себе, но об этом не ведают другие (видимость). Четвертое – то, что неизвестно вам и другим людям о вас (неизвестность).

В результате, если ответить на три пункта, расписать что есть на «арене», что в «слепом пятне» и «видимости», можно составить картину самопознания. Рекомендуем вам постепенно расширить «арену», сузить «слепое пятно» и определить «видимость». Не пытайтесь углубиться в «неизвестность». Это игра! Поймете правила — откроете свои истинные способности!

Вывод: роль самопознания в жизни человека

Ценность индивидуума в этом мире определяется уровнем его сферы самопознания. Дела и поступки также играют важную роль, но умение самосовершенствоваться, познавать себя, свои возможности — выше этого. Путем самопознания открывается личностный и творческий потенциал, который подобен сокровищу в сундуке на дне океана. Вы должны найти его и открыть.

Все зависит от желания, если оно есть, то найдутся пути и средства к самопознанию, вы сможете построить собственную жизненную дорогу, которой будете гордиться. Человек самостоятельно выстраивает свои отношения с другими людьми, способен совершать и исправлять свои ошибки.

Пройденные этапы в нашей жизни обязательно чему-то учат. А постоянное развитие сфер самопознания способствует личностному росту, достижению целей, самообладанию, а также контролю. Если обращать внимание на улучшение внешнего взаимопонимания, то будет страдать внутреннее состояние, которому необходимо уделять больше внимания.

Говоря словами Харуки Мураками:

От себя ты не уйдешь никуда. Ты — это ты. Нужно только верить в себя. Иначе тебя унесет во внешний, чужой мир, и ты не найдешь дорогу обратно до конца жизни.

Чем лучше человек себя понимает, тем больше внимания можно уделить сферам, которые слабее развиты, куда необходимо отдать больше энергии. Соблюдение равномерного развития всех сфер самопознания позволит ощутить вкус жизни, измениться изнутри и увидеть, как меняется мир вокруг нас. Знания о самопознании и его сферах дает возможность улучшить себя, создать вокруг себя комфорт: как моральный, так и материальный.

Так же вам может быть интересно:
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярностьИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...Читать подробнее..

Источник: https://zazama.ru/samorealizatsiya/sferyi-samopoznaniya.html

ЕГЭ. Познание. Тема 7. Самопознание

Теория самопознания: психоанализ.

Теория самопознания: психоанализ.

В конце 19-го начале 20-го веков молодой учёный - невропатолог Зигмунд Фрейд вместе со своим учителем Йозефом Брейером лечил истерию и неврозы. Зигмунд пытался понять причину их возникновений. Он  внимательно наблюдал за своими пациентами, выслушивал их и анализировал собранную информацию. Фрейд заметил, что во время психотерапевтических сеансов, когда люди рассказывали о своих переживаниях, о своих чувствах и страданиях, они неосознанно переходили на воспоминания о душевных травмах, полученных в прошлом. После этого у них наступала эмоциональная разрядка и им становилось легче. Он сделал из этого вывод, что сам невроз является защитной реакцией сознания человека от болезненных воспоминаний, которые не контролируются осознанно. Зигмунд стоял на пороге своего великого открытия, что большая часть психической жизни человека бессознательна.

Фрейд постепенно отходит от катартического метода Брейера, в котором использовался гипноз, и разрабатывает новую методику глубинной психотерапии с техникой свободных ассоциаций, которая будет названа психоанализом.

Он описывает условную модель всего аппарата психики человека, основная часть которой заполнена бессознательным. В этой области властвуют наши инстинкты и возникают желания, которые требуют исполнения по принципу получения удовольствия. Бессознательное ограничивается предсознательным, которое является своеобразным кордоном, обуздывая неконтролируемые инстинкты. В данной области зарождаются наши фантазии, наполненные символическим значением, наши сны и мечты. Поверх всего расположено сознательное с помощью которого мы контролируем своё поведение во внешнем мире и желания внутри нас.

Психоанализ постепенно развивался и дополнялся. От него отошли различные методы психотерапии. Например, такие как индивидуальная психология Адлера, телесно - ориентированная психотерапия Райха и аналитическая психология Юнга. В рамках самого психоанализа появлялось много самостоятельных течений.

К 1923-му году Фрейд разрабатывает окончательную классическую модель психики человека. В ней бессознательное получает название "Оно", предсознательное - "Я" и сознательное - "Сверх - Я". "Я" играет роль в нахождении баланса между нашим внутренним и исполненным бескомпромиссных желаний "Оно" и внешним, ограниченным запретами и табу, "Сверх - Я". Его цель - поддерживать гармонию между потребностями и их реализацией в человеке. Когда она нарушается, то возникает замещение в виде неврозов и психических нарушений. Это попытка нашей психики самоизлечения.

Сама психика начинает формироваться у человека с младенчества и проходит несколько стадий. Самыми важными этапами в развитии являются периоды от 3-ёх до 5- ти лет, когда у ребёнка формируются понятия что можно делать, а что нельзя, формируется половая принадлежность, и от 5-ти до 7-ми лет, когда начинают возникать и преодолеваться комплексы Электры и Эдипа. Эти периоды играют огромную роль в последующей жизни человека.

Совсем маленький ребёнок свободен в проявлении своих желаний и делает всё, что ему захочется. По мере взросления и воспитания, ему прививаются общественные нормы поведения и морали, которые ограничивают его внутреннюю свободу. Далее уже его личное "Сверх - Я" играет роль строгого родителя, наказывающего за непослушание в виде неврозов.

Развитие сексуальности играет по Фрейду главенствующую роль. От правильного развития детской сексуальности зависит счастье в дальнейшем, во взрослой жизни. Загнанные в глухой угол нашей психики потаённые сексуальные желания и вожделения, вырываются наружу в виде извращений, депрессий и психозов.

Сеанс психоанализа проходит в обстановке взаимного доверия между пациентом и психоаналитиком. Они равны и пациент является непосредственным участником своего исцеления, что является непременным условием. Он находится в расслабленном состоянии и пытается сам себя анализировать и рассказывает вслух все ассоциации, которые всплывают в это время в его воображении. Он рассказывает свои сны. Это своеобразный язык, с помощью которого наше бессознательное говорит с нашим сознанием и даёт сигналы к пониманию проблемы и способам её разрешения. Психоаналитик помогает человеку понять этот символический язык. Цель пациента - осознать истоки своего психического расстройства, вернувшись в состояние младенца, что приведёт к облегчению и в конечном итоге избавлению от него.

Психоанализ называют иногда философско - психологическим методом лечения. Он предназначен для самопознания человеком себя и развития. Это долгий и трудный процесс, который ведёт к самосовершенствованию и обретению душевного равновесия. С философской стороны психоанализ неоднозначен. Наши разум и сознание - это дары и наказание одновременно. Некоторые неудовлетворённые сексуальные потребности, выражаются и находят выход в виде творчества, что называется сублимацией. И кто знает, так ли уж нуждались в лечении многие великие поэты, художники и писатели, которые страдали муками творчества? Человечество лишилось бы их прекрасных творений. Вопрос этот в плоскости философии и дискуссий.

Фрейд совершил революцию в головах людей. Он заставил посмотреть на самих себя с другой, с тёмной и неизведанной стороны. Человек понял неожиданно, что Господь оставил в нём чуточку звериного. Именно поэтому психоанализ воспринимался долгое время в штыки и запрещался. Тяжело признать в самом себе многие вещи.

Но психоанализ и предназначен как раз для того, чтобы человек познал себя сам и принял таким, как есть, обретя взамен счастье и психическое здоровье, избавившись от внутренних неразрешённых психологических проблем.

Автор: Виталий Нуждин

для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)

Категория:Психология. Всякая всячина.

Источник: http://www.therapy.by/articles/teoriya_samopoznaniya_psihoanaliz/
Еще по теме